ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
03-97


      Далее позвольте охарактеризовать состояние взаимоотношений нашей Церкви с инославным миром, сотрудничество с международными христианскими организациями и межрелигиозные связи. Ответственность за церковные труды в данных областях лежит на Отделе внешних церковных сношений. В 1995-1996 годах продолжался наш диалог с Древними Восточными Церквами (дохалкидонскими). С 12 по 26 июня 1996 года состоялся первый после избрания официальный визит в Русскую Православную Церковь Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина I. С 18 по 21 марта того же года по нашему приглашению Русскую Церковь впервые посетил с официальным визитом Глава Киликийского Католикосата Армянской Апостольской Церкви Арам I. С 16 по 22 июля 1996 года визит Русской Православной Церкви нанес Патриарх Эфиопской Церкви Абуна Павел. В ходе этих визитов имело место наше братское общение с Предстоятелями Древних Восточных Церквей (дохалкидонских), присутствие высоких гостей за богослужением и посещение ими святынь нашей Церкви.
       Остановлюсь на отношениях с Римско-Католической Церковью. Эти отношения строятся с учетом того факта, что Католическая Церковь является Апостольской Церковью, где сохраняется преемство рукоположений.
       Учитывая значительные положительные изменения в православно-католических отношениях после II Ватиканского собора, мы были вправе ожидать от католической стороны понимания объективных трудностей, связанных с возрождением нашей Церкви после десятилетий атеистического режима. Однако, к прискорбию нашему, не все в Католической Церкви устояли перед соблазном использовать сложности переходного периода в России и других странах Содружества. В первую очередь это относится к Украинской Греко-Католической Церкви, которая на рубеже 80-90-х годов начала активно восстанавливать свои структуры на Западной Украине, захватывая храмы силой, изгоняя при помощи проуниатски настроенных местных властей православные общины и священников. Кроме того, миссия Католической Церкви на нашей канонической территории зачастую носила прозелитический характер. В связи с этим наша Церковь, как и другие Поместные Православные Церкви, представленные в Смешанной международной комиссии по православно-католическому диалогу, решила переориентировать этот диалог с теоретических богословских вопросов на острые практические проблемы, связанные с униатством и прозелитизмом.
       В этом же направлении развивался диалог между Русской Православной и Римско-Католической Церквами. На двусторонней встрече, состоявшейся 30-31 января 1995 года в Москве, делегации рассмотрели положение на Западной Украине, еще раз подтвердив, что должно быть исключено любое насилие в решении спорных вопросов о принадлежности храмовых зданий. Участники встречи также высказались против вмешательства светских властей Западной Украины во внутрицерковные проблемы. Вместе с тем переговоры выявили разный подход двух делегаций к целям и задачам католической миссии на территории стран СНГ. Православная позиция в этом вопросе ясна: Римско-Католическая Церковь, как и другие Церкви, призвана благовествовать о Христе, однако ее миссия должна быть направлена на тех, кто в силу своих национально-культурных корней принадлежит к традиционно католической пастве, а не на людей, имеющих православные корни и тем более крещенных в Православной Церкви.
       Встреча, состоявшаяся год спустя, 12-13 января 1996 года в Риме, была посвящена рассмотрению вопросов присутствия Католической Церкви на канонической территории Московского Патриархата. Стороны констатировали, что, хотя в документах и заявлениях Римско-Католической Церкви последнего времени, равно как и в документах, принятых обеими Церквами, говорится об исключении любых прозелитических действий, практика далеко не всегда отражает эти установки, порождая таким образом напряженность в наших отношениях.
       Последняя по времени двусторонняя встреча состоялась 17-18 декабря 1996 года в Москве. Она была посвящена в основном ситуации на Западной Украине и в Закарпатье, где сохраняется межконфессиональная напряженность между общинами Украинской Православной Церкви и греко-католиками. В ряде мест Западной Украины греко-католики продолжают удерживать силой ранее захваченные у православных храмы, многие из которых по решению местных судебных инстанций должны быть переданы православным верующим. В Закарпатье, где греко-католики подчиняются не местному униатскому кардиналу, а непосредственно Риму, положение православных ничуть не легче. По решению Закарпатского облсовета в тридцати селах греко-католики в переданных им храмах должны позволить совершать богослужения и православным. Однако не было ни одного случая, когда греко-католики исполнили бы это решение.
       Священники и даже епископы Московского Патриархата подвергаются на Западной Украине угрозам, есть случаи избиений православных священнослужителей униатами, что лишний раз доказывает, насколько сильны сегодня среди греко-католиков шовинистические и националистические настроения. Местные власти города Львова, открыто поддерживающие греко-католиков, отказывают епископу Львовскому и Дрогобычскому Августину в выделении земли для строительства нового храма, хотя единственный принадлежащий Украинской Православной Церкви храм во Львове не вмещает всех прихожан, вынужденных в праздничные дни молиться на паперти.
       В Белоруссии греко-католики не столь многочисленны, как на Украине, однако и здесь заметна их активизация, особенно в связи с отмечавшимися в прошлом году 400-летием Брестской и 350-летием Ужгородской унии. В частности, ими высказывается желание иметь в Белоруссии особый греко-католический экзархат.
       Если официальные документы Ватикана, посвященные юбилею уний, выдержаны в корректном тоне, то этого никак нельзя сказать об антиправославной кампании, развернувшейся в греко-католической церковной печати в прошедшем году. Не буду пересказывать крикливые обвинения Украинской Православной Церкви в "москвофильстве", "агрессивной политике", "имперских посягательствах", "марионеточности" и так далее, выдержанные в лучших традициях сталинской пропаганды. Подобными высказываниями, к сожалению, изобилуют страницы официальных греко-католических газет. Вызывает у нас озабоченность и назначение греко-католического экзарха в Киев. Не является ли это попыткой расширить влияние Греко-Католической Церкви за пределы ее исторической территории - на Центральную и Восточную Украину? В этом видится противоречие позиции, выраженной представителями Католической и Православной Церквей в совместном документе, принятом в Баламанде в 1993 году, где говорится, что уния "не может быть больше принята ни как метод, ни как модель единства, к которому стремятся наши Церкви".
       Вместе с тем существует и ряд положительных примеров сотрудничества православных и католиков в области благотворительности, миротворчества, в научно-богословской сфере. В первую очередь здесь следует вспомнить межконфессиональную конференцию в Минске, удачные богословские собеседования с Германской Епископской конференцией, посвященные теме "Авторитет в Церкви", симпозиумы в монастыре Бозе (Италия), посвященные русской духовности. Позитивным примером сотрудничества можно считать и симпозиум в Неймегене (Голландия), посвященный 400-летию Брестской унии. Все эти мероприятия, равно как и мои встречи с представителями Католической Церкви во время визитов в Венгрию и Германию, могут служить примерами сотрудничества наших Церквей в преддверии великого юбилея - 2000-летия пришествия в мир нашего Господа и Спасителя. Существует договоренность о том, чтобы созданные нашими Церквами комиссии по подготовке к этому юбилею координировали свою деятельность.
       Говоря о взаимоотношениях с протестантским миром, считаю нужным отметить результат работы Совместной богословской группы представителей Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви в Германии, результатом которой явился отчет о состоянии богословского диалога между нашими Церквами. Этот отчет представлен руководству обеих Церквей в качестве рабочего документа, могущего быть основой для дальнейшей работы в рамках богословского диалога.
       Отношения с Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии также были отмечены важным событием. В августе-сентябре 1995 года в Киеве состоялось очередное десятое богословское собеседование представителей двух Церквей, главными темами которого были миссия и миротворчество.
       Отмечая положительные моменты в двусторонних связях с инославными Церквами, необходимо с сожалением констатировать и отрицательные факты, которые затрудняют ведение богословского диалога. Прежде всего это расширение практики женского священства. Не отказываясь от богословских встреч с инославными, представители нашей Церкви, однако, считают необходимым свидетельствовать, что это нововведение не только затрудняет диалог, но во многом перечеркивает ранее достигнутые результаты.
       Говоря о сотрудничестве Русской Православной Церкви с протестантами в России, других странах СНГ и Балтии, следует отметить, что оно осуществляется на фоне многих кризисных явлений в политической и экономической жизни наших стран. Именно этим объясняется отсутствие в некоторых случаях постоянных деловых контактов с некоторыми Церквами и объединениями...
       В качестве примера межхристианского сотрудничества надо назвать продолжение наших разносторонних связей с международными христианскими организациями - Всемирным Советом Церквей, Конференцией Европейских Церквей, национальными и региональными Советами Церквей, а также женскими, молодежными, религиозно-общественными и иными христианскими объединениями. В связи с этим велись исследования по вопросам и проблемам, которые ставит перед Церквами современный мир, изучения в области межхристианских и межцерковных отношений, шла работа над богословскими, тематическими, аналитическими и информативными материалами, затрагивающими вопросы межцерковного и межхристианского диалога.
       Одним из направлений этой деятельности является наше участие в работе Всемирного Совета Церквей, которую мы постоянно корректируем с другими Поместными Православными Церквами. Так, в июне 1995 года в Православном центре Вселенского Патриархата в Шамбези (Швейцария) состоялась межправославная консультация, посвященная проблематике "Общего видения и понимания Всемирного Совета Церквей". Эта консультация собрала представителей Восточных Православных и Древних Восточных (дохалкидонских) Церквей, консультантов и старших сотрудников аппарата Всемирного Совета Церквей для обсуждения существующих трудностей в отношениях между православными и ВСЦ. Консультация позволила представителям Православных Церквей выразить свое понимание межцерковного сотрудничества, направленного на поиски вероисповедного единства, указать на проблемы и препятствия, существующие на этом пути, и обновить основные принципы православного участия в деятельности Совета. Обсуждение вопросов "Общего понимания и видения ВСЦ" продолжалось и на других встречах, в том числе на межправославной встрече в Ливане в декабре 1996 года.
       В июне 1995 года в Сергиевом Посаде состоялась межправославная консультация по миссии и прозелитизму, организованная Всемирным Советом Церквей. В консультации приняли участие представители Православных и Древних Восточных (дохалкидонских) Церквей, некоторые наблюдатели от инославных Церквей и сотрудники аппарата ВСЦ. По итогам консультации был принят документ, в котором участники сформулировали православное понимание миссии и выразили свое отношение к прозелитизму, изложили принципы миссии в свете религиозной свободы и призвания христиан стремиться к достижению единства, обсудили возможности сотрудничества и дисциплины в благовестнических трудах.
       Как я уже говорил, в июне-июле 1995 года состоялся первый официальный визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Швейцарию. Во время пребывания в Женеве я посетил штаб-квартиру находящихся там международных христианских организаций.
       В сентябре 1995 года в Ташкенте по приглашению архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского Владимира и при поддержке Всемирного Совета Церквей состоялась христианско-исламская конференция "Совместно жить под одним небом", в которой приняли участие сотрудники ВСЦ, представители епархии нашей Церкви в Средне-Азиатском регионе, духовные лидеры ислама, а также работники властных структур государств Средней Азии, отвечающие за религиозную политику.
       Вопросами проповеди Евангелия в условиях различных культур, а также миссии и прозелитизма занималась организованная ВСЦ Межправославная консультация в Аддис-Абебе (Эфиопия), которая проходила с 19 по 27 января по инициативе Святейшего Патриарха Абуны Павла и Синода Эфиопской Церкви. На консультации было сформулировано православное видение общей миссии Церквей, их дисциплины и проповеди Евангелия в разных культурных контекстах.
       В ноябре-декабре 1996 года в Салвадоре (Бразилия) состоялась одиннадцатая Всемирная конференция по миссии и евангелизации, собравшая более 600 участников - представителей Церквей - членов ВСЦ, миссионерских агентств, церковных миссионерских организаций - для обсуждения темы "Призванные к единой надежде - Евангелие в различных культурах" и для исследования содержания и принципов благовествования о единой надежде во Христе в условиях растущей разъединенности мира и поисков самобытности. Русская Православная Церковь, направившая на конференцию представительную делегацию, внесла в ее работу заметный вклад. По основной теме конференции было представлено два доклада, один из которых сделал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных сношений. Конференция обратилась к Церквам с посланием, в котором, в частности, говорится, что принцип соборности имеет основное значение для миссии и евангелизации, и содержится призыв проявлять уважение и чуткость по отношению к Церквам, уже существующим в местах, где планируется и совершается миссия. В послании, в частности, говорится: "Соперничество - это самый верный способ навредить христианской миссии. Точно так же и агрессивная евангелизация, не уважающая культуру народа, вряд ли сможет действенно отражать милостивую любовь и призыв Евангелия".
       Среди областей нашего участия в работе ВСЦ надо особо выделить Комиссию Церквей по международным делам - структуру в рамках Совета, занятую проблемами международной политики, миротворчества и общественных проблем в целом. Участие представителя нашей Церкви в работе Правления Комиссии, постоянные консультации с ее членами и сотрудниками ее аппарата дают дополнительные импульсы нашей дипломатической и общественной работе, расширяют горизонты нашего миротворческого служения.
       Отдельно скажу о сотрудничестве нашей Церкви с IV Единицей Всемирного Совета Церквей "Обмен и служение", при поддержке которой удалось наладить рабочие контакты с агентствами межцерковной помощи, в числе которых Диаконическая служба Евангелической Церкви в Германии, Венгерская межцерковная помощь, Агентство Евангелических Церквей в Швейцарии и многие другие. Это сотрудничество, приносящее свои плоды в виде конкретных совместных проектов и программ в области религиозного и богословского образования, книгоиздания, сельского хозяйства, гуманитарной и чрезвычайной помощи, образования для диаконической работы, ее налаживания и так далее, осуществляется как при поддержке и координации Синодальных учреждений, так и непосредственно на двусторонней основе с монастырями, приходами, братствами и сестричествами.
       Одним из примеров такого сотрудничества является "круглый стол" Русской Православной Церкви и Всемирного Совета Церквей. За время работы "круглого стола" было профинансировано более 20 проектов на сумму более полутора миллионов долларов США. Среди них проекты по поддержке Патриаршей типографии в Троице-Сергиевой Лавре, Свято-Тихоновского Богословского института, Успенского Пюхтицкого монастыря, Царицынского Православного университета, Информационно-координационного центра православного образования, Сибирского Духовного центра в Новосибирском Академгородке, издательства братства святого Александра Невского (Нижний Новгород), патронажной службы сестричества святого благоверного царевича Димитрия (Москва), Методической службы православного дошкольного образования.
       Особо следует отметить программу "круглого стола" по изданию современных учебных пособий для Духовных школ. Уже издано двенадцать учебников по основным богословским дисциплинам общим тиражом около 85 тысяч экземпляров. Продолжается работа над очередными книгами. Важно отметить, что основная часть тиражей направляется в Духовные школы бесплатно.
       "Круглым столом" начата программа развития социально-диаконической работы сестричеств. Он участвует в миссии оказания помощи пострадавшим в Чечне, осуществляемой международной организацией "Церкви в совместном действии". Сотрудник "круглого стола" с риском для жизни работает, распределяя гуманитарную помощь в Чечне и Дагестане. "Круглый стол" регулярно информирует о своей работе церковную общественность.
       При поддержке ВСЦ, КЕЦ и агентств межцерковной помощи за истекший период с участием нашей Церкви был проведен целый ряд международных конференций и семинаров, имеющих своей задачей развитие межхристианского сотрудничества в области диаконии, обучение новым формам благотворительной работы, развитие коммуникации и так далее. Продолжила свою работу созданная ВСЦ и Всемирной лютеранской федерацией структура "Церкви в совместном действии", призванная координировать работу агентств межцерковной помощи. С помощью этой организации, в работе которой активно участвует наша Церковь, в 1994-1995 годах были собраны средства для пострадавших во время стихийного бедствия в Молдавии, а с апреля 1995 года осуществляется программа помощи пострадавшим в Чечне, о чем будет особо сказано ниже.
       Я привел лишь весьма неполный перечень событий в области участия Русской Православной Церкви в деятельности Всемирного Совета Церквей. Нельзя сказать, что наше участие в деятельности Совета протекает совсем гладко: есть много областей, в которых позиция православных расходится с позицией инославного большинства в ВСЦ, а иной раз разговор принимает жесткий и принципиальный характер. Однако мы можем с уверенностью сказать, что ВСЦ никогда не принимал обязывающих нашу Церковь решений, которые затрагивали бы вероучительный характер нашей Церкви или заставляли нас поступать против совести.
       В обозреваемый период Русская Православная Церковь продолжила участие в деятельности Конференции Европейских Церквей. Основной задачей Конференции в течение двух последних лет была подготовка совместно с Советом Епископских Конференций Европы Римско-Католической Церкви II Европейской ассамблеи, которая пройдет в городе Граце (Австрия) 22-29 июня нынешнего года, а также XI Ассамблеи КЕЦ, имеющей быть также в Граце 30 июня - 4 июля.
       Конференция Европейских Церквей продолжала осуществлять при поддержке нашей Церкви миротворческие программы, связанные, в частности, с бывшей Югославией. Следует отметить принятое Президиумом КЕЦ в январе 1995 года Обращение в связи с начавшимися военными действиями в Чечне в защиту гражданского населения и в поддержку мирного решения проблемы. Важное значение для Церквей - членов КЕЦ, находящихся в странах с компактно проживающим мусульманским населением, в том числе для нашей Церкви, имеет деятельность Комитета КЕЦ - СЕКЕ "Ислам в Европе". Конференция ведет и другую общественно значимую работу.
       В настоящее время внутри КЕЦ происходит нелегкий процесс интеграции нескольких христианских структур, возникших в Западной Европе в период блокового политического противостояния. Надеюсь, что этот процесс увенчается успехом, не нарушив существующего внутри КЕЦ баланса взаимопонимания.
       Изложенное, конечно, не обнимает всего программного многообразия КЕЦ.
       Предстоящая XI Ассамблея КЕЦ будет последней для нынешнего генерального секретаря этой организации Жана Фишера, деятельность которого на этому посту мы всегда высоко ценили. Вместе с тем мы с пониманием относимся к его желанию уйти на пенсию и приветствуем избрание Центральным комитетом КЕЦ его преемника - пастора Кейта Клементса из Великобритании, занимающего в настоящее время пост секретаря-координатора по международным делам Церквей Британии и Ирландии, автора многих богословских трудов и исследований по христианской социологии.
       Продолжается наше взаимодействие с другими континентальными, региональными и национальными Советами Церквей. Следует выделить Национальный Совет Церквей Христа в США, сотрудничество с которым имеет место с середины 50-х годов и продолжается поныне, в частности в сфере миротворческого служения, благотворительных и социальных программ, содействия развитию религиозного образования. Американские Церкви через НСЦХ оказывают помощь нескольким епархиальным и монастырским сельскохозяйственным проектам, поставляют лекарства и медицинское оборудование в больницы, находящиеся под окормлением приходов, братств и сестричеств нашей Церкви.
       С глубоким удовлетворением отмечаю участие Конференции Европейских Церквей и НСЦХ в США в подготовке и проведении нашей Второй межконфессиональной конференции "Призваны к одной надежде в союзе мира" (Еф. 4, 3-4), которая сделала весьма много для воссоздания взаимосвязей между христианами стран СНГ и Балтии, а также явилась их общим вкладом в подготовку Второй европейской экуменической ассамблеи. Принято решение о создании Христианского межконфессионального консультативного комитета, работа по организационному оформлению которого сейчас ведется.
       Необходимо также отметить совместные труды КЕЦ, НСЦХ в США и Канадского Совета Церквей в рамках Программы Церквей по правам человека в регионе ОБСЕ, в работе которой активно участвует наша Церковь.
       В последние годы успешно осуществляются наши плодотворные взаимоотношения с Национальным Советом Церквей Кореи. В июне истекшего года генеральный секретарь НСЦК пастор Ким Донг Ван посетил Москву и был мною принят, состоялась полезная для нашего сотрудничества беседа. НСЦК продолжает оказывать финансовую помощь Патриаршей типографии в Троице-Сергиевой Лавре.
       Не ослабевает наше участие в деятельности Форума женщин-христианок Европы. Эта программа нуждается в укреплении: она способствует увеличению вклада православных сестричеств и других организаций верующих женщин в жизнь Русской Православной Церкви.
       За отчетный период Русская Православная Церковь продолжала осуществлять контакты с различными нехристианскими религиозными объединениями в России, странах ближнего и дальнего зарубежья.
       С представителями иных религий - ислама, буддизма, иудаизма - проводились регулярные встречи. Обсуждались вопросы межрелигиозного диалога и сотрудничества, взаимоотношений с государством, армией и средствами массовой информации, современного развития общества, нравственного совершенствования семьи, школьного образования.
       Наши контакты с исламскими духовными лидерами внесли ощутимый вклад в процессы мирного урегулирования в Чечне и зоне армяно-азербайджанского конфликта. Как было сказано выше, в ходе Патриарших визитов в Казахстан, Киргизию и Узбекистан прошли взаимополезные встречи с исламскими духовными лидерами этих стран. Беседы с высшим исламским духовенством имели место и при посещении мною ряда российских регионов.
       Новым элементом в отношениях с мусульманским сообществом явились поездка в Исламскую Республику Иран митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и ответный визит исламской делегации из Ирана.
       Продолжались рабочие контакты и участие в различных мероприятиях по линии Всемирной конференции "Религия и мир".


Источник: Журнал Московской Патриархии №3 1997

Следующий документ

Предыдущий документ

Документы





Hosted by uCoz